“Независимое военное обозрение”, №7(277), 1-14 марта 2002 г.

НАТОВСКИЙ ПИАР

Владимир Ахмадуллин

В ПОСЛЕДНЕЕ время наблюдается значительное усиление активности НАТО, направленной на информационное обеспечение своей деятельности. Согласно руководящим документам альянса общими целями его политики в области информации являются "содействие информированию общественности о событиях в сфере безопасности и привлечение общественности к конструктивной и основанной на существующих реалиях дискуссии по актуальным вопросам безопасности, а также политическим целям будущего". В действительности главная задача заключается в формировании у мирового сообщества благоприятного имиджа Североатлантического союза и позитивного отношения к его действиям (своего рода паблик рилейшнз). Так, во всех современных планах и рабочих программах блока содержатся специальные разделы, посвященные мероприятиям информационного обеспечения, необходимым для достижения конечных целей.

КУРС - НА МОСКВУ И КИЕВ

В качестве примера деятельности НАТО по созданию и расширению системы распространения информации можно рассмотреть ход реализации программы сотрудничества с государствами-партнерами и, в частности, с Россией и Украиной. После начала нормализации отношений между альянсом и бывшими членами Организации Варшавского договора Североатлантический совет предпринял ряд шагов по улучшению доступа к информации о НАТО в этих странах. Так, в 1995 г. он утвердил назначение своего представителя по вопросам информации в Москве, который находился при посольстве Франции, осуществлявшем в то время в России контакты и связи про линии НАТО.

Затем это небольшое информационное представительство было перенесено в посольство ФРГ. Впоследствии Германия откомандировала в это представительство полковника для оказания содействия Брюсселю в развитии информационных контактов с российскими Вооруженными силами. В настоящее время в Москве действует уже полноценное информационное бюро союза, которое было официально открыто в феврале 2001 г. в ходе визита генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона. Оно расположено в посольстве Бельгии в Москве. 20 ноября 2001 г. его директором был назначен доктор Рольф Вельбертс. Русскоязычный модуль сайта НАТО в Интернете предлагает обращаться в данное бюро всем интересующимся делами Североатлантического альянса. Там же приводятся почтовый и электронный адреса, номера телефонов, факса и т. п.

В январе 1998 г. в Москве в здании Института научной информации по общественным наукам РАН открылся Центр документации НАТО, который предоставляет доступ к материалам, связанным с вопросами безопасности, а также публикует бюллетень ("НАТО: факты и комментарии"). В 1996 г. такой же центр появился в Киеве, в здании украинского Института международных отношений и укомплектован работниками отдела информации и прессы НАТО и им же финансируется. В настоящее время рассматривается вопрос об открытии в Киеве полноценного информационного бюро альянса.

ТРАДИЦИОННЫЕ, НО ДЕЙСТВЕННЫЕ

Основными формами работы, используемыми отделом информации и прессы НАТО, являются традиционные устная и печатная пропаганда. Отметим в этой связи крупномасштабную программу визитов в штаб-квартиру НАТО и штаб военного командования в Европе (общая численность участников программы — до 20 тыс. человек) влиятельных общественных деятелей, журналистов, молодых политических лидеров, специалистов в области безопасности, студентов и аспирантов ведущих университетов Старого Света. Для них устраиваются доклады и дискуссии по всем аспектам деятельности и политики Североатлантического союза с участием специалистов из Международного секретариата НАТО, Международного военного штаба и национальных представительств.

По мнению участников таких программ, в ходе подобных визитов сотрудникам отдела удается организовать достаточно интересные встречи с высокопоставленными официальными лицами альянса, придать поездкам не экскурсионно-ознакомительный, а содержательный характер, сделать их полезными для обеих сторон. Нужно отметить, что представители НАТО стараются отвечать на все возникающие у аудитории вопросы, проявляя при этом значительную степень открытости. Однако степень откровенности официальных сотрудников альянса часто зависит от остроты вопроса и разрешения записи на диктофон. Один американский старший офицер так объяснил данную ситуацию: "Если вы хотите более откровенного разговора, то он должен происходить без записи, но если будет запись, то никакого откровенного разговора не получится, поскольку я не хочу, чтобы мои слова попали на страницы газет". Тем не менее подобные мероприятия способствуют повышению доверия и созданию достаточно благоприятного в целом образа альянса.

Специалистами отмечается тот факт, что ряд публикаций, издаваемых отделом информации и прессы, регулярно выходит на русском и украинском языках (в том числе, например, обновленные еженедельные новости НАТО в Интернете), а также, когда это возможно, на языках других стран Центральной и Восточной Европы. Примером активизации пропагандистской деятельности НАТО служит, в частности, такой факт, что предшествующее издание "Справочника НАТО" было опубликовано на семнадцати языках, а нынешнее - более чем на двадцати.

Скрытый информационно-пропагандистский характер носит и существующая в НАТО "Научная программа". В ее рамках издается соответствующий бюллетень, в котором публикуются теоретические материалы по вопросам безопасности. Кроме того, программа имеет свою серию научных публикаций, которые отдельно издаются специализированными издателями в соответствии с существующими коммерческими договоренностями. "Научная программа" НАТО также включает в себя присуждение ежегодной стипендии имени Манфреда Вернера, названной в честь бывшего генерального секретаря НАТО, а также ряда стипендий, предназначенных для ученых из стран альянса и государств-партнеров. Указанные стипендии, которые представляют собой безвозмездную финансовую помощь ученым на научные исследования и командировки, присуждаются ежегодно на конкурсной основе по рекомендации специального жюри, в которое входят эксперты НАТО. Данная программа стимулирует ученых на проведение в интересах НАТО исследований в областях, связанных с актуальными проблемами международной безопасности и политики Североатлантического союза. Кроме того, в рамках программы содействия ученым периодически оказывается поддержка в проведении международных конференций, на которых обсуждаются важные вопросы и темы в области безопасности.

КОГДА НЕ ВСЕ - ЗА

Некоторые вопросы содержания информационной политики НАТО можно проследить на примере освещения основных событий 1990-х гг., связанных с деятельностью этой организации. Одним из показательных моментов работы информационных органов альянса явилось освещение продвижения Североатлантического союза на Восток. Первоначально в официальных материалах НАТО использовался термин "расширение", который крайне негативно воспринимался российским военно-политическим руководством и общественностью, что препятствовало развитию плодотворных контактов между двумя сторонами. Начиная с 1999 г. после настойчивых рекомендаций одного из помощников генерального секретаря альянса этот термин был заменен нейтральной формулировкой о том, что НАТО оставляет открытой дверь для стран, желающих присоединиться к данному союзу. По мнению аналитиков, наряду с необходимостью примириться со свершившимся фактом это изменение также способствовало смягчению восприятия в России данной проблемы. Отмечалось, что в дальнейшем при подготовке новых информационных текстов специалисты НАТО с целью создания более благоприятно воспринимаемых в России материалов пытались учитывать сложившиеся в нашей стране стереотипы.

Серьезные проблемы возникли у альянса и с обеспечением восприятия данной проблемы на уровне общественного мнения стран-членов и кандидатов в НАТО. Это, однако, было связано с другой особенностью информационной политики союза. Как отмечалось выше, за работу с общественным мнением в государствах НАТО отвечают правительства стран-членов, которые через свои структуры отслеживают тенденции развития общественного мнения по вопросам, касающимся политики альянса, и ведут соответствующую информационно-пропагандистскую деятельность. Обязанности государств-членов включают также работу с общественным мнением в странах, которые не входят в альянс.

Несмотря на регулярную выработку единой политики по данным аспектам и постоянное согласование позиций, эта деятельность часто носит специфически национальный характер и, как показала практика, не всегда была достаточно эффективной. В частности, вопрос расширения НАТО на Восток был решен "наверху" исходя из политических мотивов, не учитывая общественное мнение и без проведения соответствующего его информационно-пропагандистского обеспечения. Основное внимание общественности было сосредоточено на проблемах, связанных со стоимостью расширения НАТО для его членов, и противодействии сопротивлению со стороны Российской Федерации. Между тем, например, в 1997 г. только 49% англичан выразили согласие в случае необходимости защищать Польшу, и это был самый большой уровень поддержки среди ведущих европейских стран. В свою очередь, население самих стран-кандидатов, в целом поддерживая идею присоединения к НАТО, сдержанно относилось к участию в деятельности в рамках союза.

ЮГОСЛАВСКИЙ СБОЙ

Еще более явно недостатки информационной политики НАТО проявились во время косовского кризиса и, в частности, в ходе военной операции альянса против Югославии. По признаниям некоторых официальных лиц НАТО, проводимая блоком в этот период информационная политика "была далека от совершенства и скорее негативно влияла на развитие ситуации, чем способствовала налаживанию диалога". Во многом это было связано с тем, что руководство НАТО впервые столкнулось с необходимостью осуществить информационно-пропагандистское обеспечение военной операции, причем в условиях определенного противодействия со стороны противника. И, как показало развитие событий, оно не вполне оказалось готово к этому.

Информационное обеспечение операции НАТО "Союзническая сила" было организовано членами альянса (в первую очередь США и Великобританией, обладающими наиболее мощными рычагами влияния и доступом к СМИ) в соответствии с давно отлаженным механизмом, который успешно применялся Вашингтоном в ходе подготовки и проведения операций "Буря в пустыне", "Поддержка демократии" (Гаити), миротворческой операции в Боснии и других. Основной его составляющей и во время агрессии против СРЮ оставалось массированное задействование ведущих СМИ и сил психологических операций ВС США с целью формирования мирового общественного мнения и оказания информационно-психологического воздействия на население и личный состав ВС Югославии.

Для обеспечения благоприятного общественного мнения о проведении военной операции страны НАТО активно вели массированную пропагандистскую кампанию, направленную на формирование образа врага, против которого не только можно, но и необходимо применить оружие. При этом активно использовались традиционные методы воздействия на общественное сознание: эмоциональные репортажи о событиях, описания фактов геноцида албанского населения Косово; показывались возможности современных натовских вооружений и результаты ракетно-бомбовых ударов по Югославии, комментировались результаты социологических опросов, связанных с событиями на Балканах Одновременно замалчивалась информация о просчетах НАТО, гибели мирного населения, выступлениях общественности Запада против продолжения боевых действий.

Один из крупнейших военных экспертов Великобритании маршал авиации Мейсон утверждает, что британская пресса была свободна в освещении событий в Югославии По его мнению, она скорее отражала общественное мнение, чем формировала его. Однако и он признал, что, "когда по телевидению ежедневно показывают исход албанских беженцев из Косово, это оказывает влияние на общественное мнение". Явные диспропорции в акцентах и проблематике подаваемой из Косово информации, которая однозначно определяла "правых" и "виноватых", позволили добиться того, что к моменту начала конфликта общественное мнение стран НАТО подавляющим большинством поддерживало идею проведения силовой операции Таким образом, проведение качественной информационно-пропагандистской кампании обеспечило лидерам НАТО возможность выработать общую позицию и начать воздушную операцию против Югославии.

Однако, как отмечали многие специалисты, в ходе операции Соединенные Штаты и НАТО практически впервые столкнулись с активным информационным противодействием со стороны противника и его союзников и, по некоторым оценкам, не в полной мере оказались к нему готовы. Подтверждением этому являются не только высказывания ряда экспертов и негативные для НАТО результаты последующих опросов общественного мнения, но и конкретные действия альянса, предпринятые уже по ходу второго этапа операции для того, чтобы вновь вернуть утраченную в ходе информационного противоборства инициативу.Так, довольно категорично по этому поводу высказался дипломатический редактор газеты "Тайме" Бининг, который комментировал в своем издании развитие югославского конфликта. По его мнению, блок НАТО потерпел серьезное поражение в попытке объяснить миру цели и задачи своей операции в Югославии. Из-за этого многие сделали вывод, что операция была не очень удачно спланирована, а результатом стало лишь увеличение массового исхода беженцев из Косово.

Особенно заметно поддержка операции НАТО со стороны общественного мнения стала спадать, когда альянс, по мнению мировых СМИ, "посягнул на неприкосновенность основных принципов демократии", разбомбив телецентр в Белграде.

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

Недостатки в работе натовской пресс-службы по освещению военной операции "Союзническая сила" привели к тому, что в ходе второго этапа операции в штаб-квартире НАТО в Брюсселе произошла серьезная реорганизация информационно-пропагандистского аппарата Североатлантического союза Главным консультантом этой акции был назначен пресс-секретарь британского премьер-министра Ал истер Кэмпбелл, который считается опытнейшим специалистом в области паблик рилейшнз и работы со средствами массовой информации Именно он был одним из стратегов удачной предвыборной кампании лейбористской партии Кэмпбелл со своей командой прибыл в Брюссель, чтобы сделать информационное обеспечение операции НАТО более действенным и убедительным.

После этого ряд ведущих мировых радиостанций, таких как "Голос Америки", "Немецкая волна", Би-би-си и некоторые другие, значительно расширили интенсивность радиовещания на страны Балканского региона.

Например, "Немецкая волна" с этой целью организовала подготовку и выпуск в эфир в диапазоне УКВ разнообразных программ на албанском, сербохорватском и македонском языках. При этом радиостанция использовала американские передатчики, которые в срочном порядке были развернуты на границах с Сербией.

Новым моментом в информационном обеспечении военных операций явилось то, что для завоевания утраченного превосходства в пропагандистских усилиях НАТО широко применяла подавление информационного потенциала противника:

теле- и радиостанций, студий и ретрансляторов, редакций местных СМИ. В результате ракет-но-бомбовых ударов было уничтожено большинство таких объектов, что не только значительно подорвало информационно-пропагандистский потенциал Югославии, но и практически ликвидировало систему телерадиовещания в стране. Нанося удары по основным информационным центрам, представители альянса также обращались к властям Югославии с ультиматумом, в котором говорилось о прекращении уничтожения информационной инфраструктуры страны в случае предоставления им ежедневно шести часов бесцензурного вещания через местные СМИ.

На исходе второго месяца вооруженного конфликта под давлением руководства НАТО совет директоров Европейской телевизионной компании "ЕВТЕЛСАТ" принял решение о запрете для компании "Радио и телевидение Сербии" (РТС) вести вешание в аналоговом формате через спутник "ЕВТЕЛСАТ"-И-Р2 В результате этого Сербское государственное телевидение лишилось последней возможности транслировать свои передачи на Европу и весь остальной мир, а также на значительную часть территории Сербии. При этом особо можно отметить, что РТС являлась учредителем и акционером "ЕВТЕЛСАТ" и выполняла все финансовые обязательства перед этой организацией.

Впервые мощное информационное обеспечение крупной военной операции было развернуто в сети Интернета. По оценкам специалистов, в период конфликта в сети было размещено более 300 тыс. сайтов, посвященных или в разной степени затрагивающих косовскую проблему и военную операцию НАТО в Югославии. Подавляющее их большинство было создано непосредственно или при содействии американских специалистов по компьютерным технологиям и, следовательно, активно задействовалось в натовской пропагандистской кампании.

Тем не менее необходимо отметить, что, несмотря на отдельные недостатки, информационная служба альянса в целом успешно выполняла поставленные перед ней задачи по информационно-пропагандистскому обеспечению боевых действий, одновременно совершенствуя имеющиеся навыки и разрабатывая новые формы и методы информационно-психологического воздействия на противника Достаточно эффективно была построена и осуществлялась работа по формированию выгодного альянсу общественного мнения во время кризиса Небольшие расхождения в позициях лидеров стран НАТО сглаживались, а личный состав вооруженных сил и общественность альянса в целом были убеждены в правильности целей операции

Впоследствии в одном из своих выступлений бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана охарактеризовал информационную политику Североатлантического союза во время косовского кризиса следующим образом "Говорят, что на войне первой страдает правда Возможно, это относится к информационной политике изолированной диктатуры, но не к НАТО. Мы всегда поддерживали открытость, поскольку мы союз открытых обществ. Мы признали все ошибки, где они были, и мы принесли наши искренние извинения, когда случайно пострадали человеческие жизни".

АУДИТОРИЯ РАСШИРЯЕТСЯ

В то же время на фоне достаточно успешной работы с общественным мнением в своих странах информационная служба НАТО не смогла найти нужные формы и методы информационно-психологического воздействия на аудиторию, негативно настроенную к политике альянса, что позволило бы смягчить резко отрицательное восприятие этой военной операции в целом ряде государств, включая Россию.

Осознавая, что негативное отношение к альянсу за его пределами серьезным образом влияет на уровень безопасности в самом Североатлантическом союзе, НАТО в последнее время значительно активизирует свою деятельность в информационной сфере. Усиленными темпами ведется подготовка соответствующих специалистов. Так, например, в штабе верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе в Монсе организованы курсы по связям с общественностью для слушателей из стран НАТО и государств-партнеров. В рамках курсов проводятся учебные занятия по таким видам информационной деятельности, как создание пресс-центра, обеспечение телевизионных интервью и организация пресс-конференций. Кроме того, слушателям предоставляется возможность выступать в роли официальных представителей воинских частей и обсуждать функции офицера по связям с общественностью в ходе его общения с журналистами. На курсы направляются офицеры, работающие в министерствах обороны своих стран, при начальниках генеральных штабов, в ведомствах армейского резерва, командованиях НАТО, евро-корпусе и учебных центрах в области средств массовой информации

Одновременно Североатлантический союз существенно меняет аудиторию своей информационной политики. Специалисты обращают внимание на заметное смещение акцентов при проведении конкретных мероприятий. Если в предыдущие годы альянс большее внимание обращал на работу с представителями политической элиты государств-партнеров, то в последнее время объектом информационного воздействия НАТО становятся все более широкие слои населения этих стран и прежде всего молодежь, главным образом, перспективные политические лидеры, ученые, специалисты в области безопасности, студенты и аспиранты ведущих университетов. Это еще раз подтверждает, что нынешнее руководство НАТО рассматривает вопросы информационного обеспечения в долгосрочной перспективе и уделяет им самое пристальное внимание.

 

 

 

Hosted by uCoz